Сколько стоит дизайн?

Одна из услуг нашей компании — разработка дизайна. Мы регулярно сталкиваемся с решением вопроса о стоимости этой услуги. Что бы понимать как и из чего складывается цена дизайна, надо определиться с тем, что же это такое.

Что такое и сколько стоит дизайн

Что такое дизайн?

Вопреки распространенному заблуждению — дизайн это не разовый конкретный результат. Дизайн — это процесс. Если выразится образно — это не забег на стометровку, это марафон. Давайте рассмотрим чем отличаются эти два подхода.

Одним махом семерых убивахом

Если клиент заинтересован в разовом сотрудничестве, то скорее всего, он не рассматривает дизайн как что-то важное для бизнеса, не воспринимает задачу с необходимой серьезностью и не уделяет ей должного внимания. Планируется минимальное собственное участие в проекте, выделяется минимально-возможный бюджет и т.д. В отсутствии серьезной внутренней экспертизы, со стороны клиента предоставляется минимум информации и дизайнер вынужден работать в информационном вакууме. При таком подходе творческие проекты редко заканчиваются успешно, часто по нескольку раз переходят от одного исполнителя к другому.

Давайте посмотрим, почему это происходит. Каждый новый проект начинается с контакта двух незнакомых людей. Первый из них — клиент. Он знает свой бизнес, видит как работают его конкуренты и какие ошибки они совершают, анализирует и делает выводы, годами формирует свою стратегию и концепцию. Второй — дизайнер. Он не разбирается в бизнесе, а занимается тем, что пытается переосмыслить информацию, выданную ему клиентом на одной-двух встречах, трансформировать ее в какой-то конкретный образ, придать ей форму. Клиент, который не готов уделить проекту достаточного количества времени и сил по сути не готов предоставить дизайнеру достаточного количества вводной информации и аналитики, не готов делится свои опытом. Нет понимания задачи — нет и качественного результата.

Дизайн — это процесс

Недопонимание легко урегулировать, если рассматривать дизайн как долгосрочный процесс и серьезное сотрудничество. В первую очередь, это позволит дать правильную оценку первым результатам работы дизайнера. Если предложенный дизайн по какой-то причине не совпадает с внутренним видением клиента, это не значит что это ошибка и зря потраченное время. Это первый шаг в диалоге между ним и человеком, который только начинает изучать все стороны проблемы. Первые результаты работы позволяют обозначить разницу в видении задачи. Эти результаты становятся отправной точкой для последующих шагов. С каждым последующим шагом задача и ее видение конкретизируется и детализируется. Обе стороны находят больше точек для взаимопонимания и в результате находят совместное, наиболее удачное решение.

Доказать верность этого подхода можно очень просто. Так работают наиболее успешные компании нашего времени, такие как Procter&Gamble, L’oreal и их партнеры — известные рекламные агентства. Каждый проект проходит этапы от поиска идеи до разработки наиболее удачной визуальной концепции. На каждом этапе идет совместный сбор информации и новых идей. Решение постоянно трансформируется и приобретает новые формы. Быть может, главное преимущество этого подхода в том, что итоговый результат гораздо интересней и более высокого творческого качества, нежели это виделось изначально в самом начале проекта. Обе стороны синтезируют знания и творческий потенциал во что-то большее.

Как правильно делать дизайн?

Заказчикам дизайна, если они хотят получить действительно большие выгоды от сотрудничества, можно дать несколько советов:

1. Работайте над несколькими дизайн-проектами сразу, например, дизайном островной и пристенной стойки, если говорить об оформлении мест продаж. Это позволяет рассмотреть творческие решения в разных плоскостях, наработать дополнительный опыт, лучшее из которого со временем будет оформлено в единую концепцию.

2. Каждый дизайн-проект лучше разукрупнять на несколько самостоятельных этапов. Каждый этап должен иметь свою конкретную цель — изучение задачи, разработка концепции, работа с формами, визуализация. Этот принцип по-настоящему универсален для любого творческого проекта с той лишь разницей, что потребуется наполнить актуальным смыслом каждый конкретный этап.

3. Рассматривайте результаты каждого этапа не обособленно, а в контексте решения всей задачи. Результаты каждого отдельного этапа могут быть не до конца комплексными или окончательными и это нормально. Если дизайнер предоставил скетчи, которые вызывают у клиента вопросы и на первый взгляд кажутся откровенно сырыми, продолжайте работать, анализировать. Максимально объективно, желательно статистически, проанализируйте мнение своих коллег или партеров. Обозначьте по каким критериям вы провели анализ и по каким из них предложенное решение не удовлетворяет поставленной задаче. Благодаря элементарному терпению и аккуратности сам клиент сможет открыть для себя множество новых идей и свежих точек зрения. Поиск — это богатейший источник знаний.

Так сколько стоит дизайн?

Теперь вернемся к вопросу о том, сколько стоит дизайн. Мы все понимаем, что хороший специалист и, следовательно, хороший результат, стоит денег. Не трудно посчитать каких — суммируем стоимость рабочего времени дизайнера в вашем регионе, стоимость аренды рабочего места и другие основные расходы за этот период. Это будет отправная точка для ведения переговоров.

Если дизайнер озвучивает гораздо большую сумму, он должен аргументированно подтвердить свой опыт и иметь впечатляющее портфолио. И опыт и портфолио подтверждают профессиональный уровень дизайнера и его способность решить задачу корректно. В каком-то смысле это гарантии, которые получает клиент за дополнительную плату. Разницу между тем, сколько стоит дизайн по факту и запрошенным гонораром можно снизить на переговорах.

Если запрашивается существенно меньшая сумма — тут должен прозвенеть тревожный звоночек. Дизайнеры, которые выполняют заказы по заниженным ценам занимаются этим параллельно с основной работой, сидя дома по семейным обстоятельствам или не уверены в качестве предлагаемых услуг. Во всех этих случаях объемы предлагаемого сервиса и качество услуг будут значительно ниже, нежели это готовы предложить профессионалы. Страдает ключевой компонент любого дизайн проекта — качество коммуникации с клиентом. Такие специалисты навряд ли смогут квалифицированно обсуждать договорную документацию и рассчитываться по безналичному расчету.

Итак, если вы настроены действительно серьезно и хотите не просто потратить деньги на дизайн, а инвестировать их в бизнес с реальной выгодой, предлагайте дизайнеру долгосрочное сотрудничество со справедливым, заранее оговоренным уровнем оплаты. Вполне вероятно, у Вас будут возможности заказать дизайн ниже его реальной стоимости или даже бесплатно. Не надо строить иллюзий на этот счет. По факту, сэкономить получиться не так много денег, но отсутствие справедливой оплаты за услугу убивает у дизайнера всякую мотивацию и стимул работать. Особенно, предлагать что-то действительно стоящее и перспективное. Не соблазняйтесь возможностью привлечь дизайнеров из других регионов, где гораздо ниже реальные издержки. Такую возможность дает Интернет. За меньшие деньги вы получите сильно ограниченный объем услуг — отсутствие возможности проводить рабочие встречи и выстраивать эффективную личную коммуникацию. Плюс к этому возникает дополнительная нагрузка на юристов и бухгалтерию. Им гораздо сложней работать с контрагентом в других регионах.

Наша компания разрабатывает дизайн POS-материалов с 2008 года. За это время мы разработали собственный прайс-лист, который адекватен качеству и объему оказываемых услуг:

Выводы

Резюмируем все сказанное:

  1. Остерегайтесь предложений или желания разработать дизайн бесплатно.
  2. Если Вы не проделали достаточный объем аналитической работы, не думайте, что дизайнеры дилетанты или специально тянут Вам нервы.
  3. Работайте над несколькими дизайн-проектами сразу.
  4. Разбивайте каждый дизайн-проект на этапы и двигайтесь поэтапно.
  5. Заранее согласуйте стоимость каждого этапа. Стоимость должна быть справедливой — это к вопросу про мотивацию.
  6. Платите поэтапно.
  7. Будьте открыты новым идеям или концепциям — люди со стороны могут взглянуть на Вашу проблему иначе.